Династии

Учительская династия Тананко – Павлюкевичей – Буйновских посвятила школе 141 год. За этой цифрой – без малого полвека постоянных хлопот: стопки тетрадей, внеклассные мероприятия, послушные и не очень ученики. Чтобы рассказать обо всём этом, понадобится, наверное, трехсотстраничный роман. У нас – газетная полоса. И всё же попробуем.

 

Мама для всех

История педагогической династии берет свое начало в первые десятилетия ХХ века, когда Тимофей Тананко – отец Лидии Павлюкевич – учил местную детвору в церковно-приходской школе. У него не было специального образования, но для того времени он был человеком грамотным (умел читать и писать) и, как мог, делился своими знаниями с окружающими – первый учитель в семье. Наверное, отчасти это и повлияло на выбор его дочери. Хотя в послевоенные годы были и более прозаичные причины: Барановичи, где находился учительский институт, располагались в сорока пяти километрах от родной деревни девушки, и родители могли хоть чем-то ей помочь.

Первым рабочим местом молодой учительницы математики стала Лашанская семилетка. По распределению Павлюкевич должна была ехать в Одельск, но девушку так напугали рассказами об орудующих в его окрестностях бандах, что она не рискнула туда отправиться и попросилась в другое место. Директор Лашанской школы, который приехал за одногруппницей девушки и услышал просьбу Лиды, взял ее к себе.

Но не зря говорят: если что-то происходит, это не случайно. Осенью в Лашанскую семилетку приехал Станислав Павлюкевич – студент-математик заочного отделения Гродненского педагогического института, новый учитель и… будущий муж Лидии Тимофеевны. Ситуация в школе была непростая (не велась ни физика, ни математика, ни арифметика), и девушка с облегчением выбрала те предметы, которые ей больше нравились.

Конечно, как настоящий мужчина, он должен был уступить! И уступил. В Лаше молодые педагоги проработали два года, после им предложили перебраться в Цидовичи, а когда через десять лет в Поречье открылась санаторная школа-интернат – туда.

На новом месте учительнице пришлось столкнуться со многими проблемами, ведь ей нужно было не только учить ребят, но и заменить им родителей: одеть, накормить, обогреть, позаботиться об их безопасности. Как Лидия Тимофеевна боялась озера! Мало ли что может произойти! Но, слава богу, дети всегда слушались и, несмотря на слабое здоровье, старательно учились и заботились о своей школе.

Станиславу Юзефовичу тоже было непросто: он, как завуч по учебно-воспитательной работе, учил не только детей, но и учителей. Главным считал единство коллектива и квалификацию кадров: не хотел, чтобы его педагоги отставали от новшеств в преподавании, поэтому в школе тщательно изучался опыт липецких, ростовских, московских учителей.

– Я одно всегда знал: сделал ошибку – учись, – говорит Станислав Юзефович. – Ученики заставляют учителя работать над собой: если они заметят профессиональную слабость – прощай дисциплина. Необходимо постоянное развитие, самосовершенствование.

Это не пустые слова: Лидия Тимофеевна и Станислав Юзефович полностью отдавались работе, их отличало чувство долга и ответственности, неизменное трудолюбие. По стопам родителей пошла старшая дочь Павлюкевичей – Людмила.

 

Лекарство от тоски

– Честно скажу, что любила очень химию. Почему стала математиком? Причина простая. Хотела поступать в фармацевтический, который тогда находился в Ленинграде, но из-за слабого здоровья родители сказали: «Нет», – вспоминает Людмила Станиславовна. – В Гродно тогда даже химического факультета не было. Математику я любила и знала. Куда же мне еще идти?

Юную Люду не пугало то, что родители постоянно пропадали на работе. Наоборот, она воспринимала это как должное и даже не думала, что может быть иначе. Да и в школе ей не раз приходилось играть роль учителя, ведь почти перед каждым уроком математики кто-нибудь из одноклассников просил: «Люда! Объясни решение задачи» или «Докажи теорему». Девушка с удовольствием помогала.

В 1973-м она окончила Гродненский пединститут и пришла в Путришковскую среднюю школу. В ней появилась первая запись в трудовой книжке и спустя 33 года – последняя. В школе, как когда-то ее родители, встретила свою судьбу – Станислава Буйновского.

– Я была девушка скромная, домашняя. Папа меня даже привел устраиваться на работу: не знала, где Путришки, – улыбаясь, рассказывает Людмила Станиславовна. – Заходим во двор – чудесные цветники: крупная гвоздика, гладиолусы, сальвия – до сих пор их помню. Смотрю на спортплощадку – на щите «висит» какой-то молодой человек и красит его. Оказалось, что это учитель физкультуры. В будущем – мой муж.

Вскоре пара поженилась. Родились дочери – Светлана и Ирина. Младшую Людмила назвала в честь родной сестры, которая умерла молодой девушкой. Тогда никто не думал о дурных приметах и поверьях. Вспомнили о них спустя шесть лет, когда в дом вновь пришла беда: девочка, как и ее тетя, погибла из-за неправильной постановки диагноза…

– Если бы не работа, я не знаю, как бы мы пережили, – всё еще с трудом сдерживая слезы, признается Людмила Буйновская. – Маленькие дети, особенно пятиклассники-шестиклассники, бежали со своими вопросами и проблемами, тормошили, отвлекали…

– Задумаешься, навернуться слезы – сразу подбегают, – делится своими переживаниями и Лидия Тимофеевна. – В наше время не было телевизоров, но были проигрыватели. Дочка купила пластинку с песней «Не надо печалиться». Как-то ее включили мои ученики. Я как услышала, так всё. Они посмотрели и выключили. Но я попросила их этого не делать: моя слабость – я должна с нею справиться.

И женщины справились. Не потеряли человечность, веру в добро и справедливость. Жили и живут ради семьи и учеников, но так и не забыли тех, кого уже нет рядом.

 

Семейный девиз

Светлане Буйновской с выбором будущей профессии помогла мама, которая была ее классным руководителем, главным помощником и советчиком. Людмила Станиславовна поняла, что математика – не самая сильная сторона дочери, а вот творчество, умение общаться с детьми и музыкальность – это ее.

Чтобы развить талант девочки, родители отправили ее в музыкальную школу. Когда начались первые трудности и большинство одноклассников ушли, маленькая Света сказала, что тоже не хочет сидеть за фортепиано. Но Людмила Станиславовна напомнила семейный девиз: начал дело – доведи его до конца. Девочка продолжила занятия.

Благодаря способностям и усердию Светлана достигла немалых успехов и получила образование учителя начальных классов и музыки. Окончив университет, работала по специальности в Вертелишковской средней школе, а после стала заместителем директора по воспитательной работе. Сейчас решила попробовать себя в качестве методиста.

– Учитель – это состояние души, это образ жизни и мыслей, это философия и мировоззрение, – считает Светлана Станиславовна. – Рядом с учениками ты забываешь свой возраст, радуешься вместе с ними от чистого сердца – и это прекрасно. Прекрасно создавать мир ребенка, наполнять его красками природы.

В 2005 году у Светланы родилась дочь Яна, которая сейчас учится в Вертелишковской средней школе и с удовольствием занимается в детской музыкальной школе искусств по классу фортепиано. Конечно, рано говорить о будущей профессии, но можно быть уверенными в том, что девочка уже сегодня ценит труд учителя и уважает своих наставников. Пойдет Яна по стопам родных или нет, покажет время. Но, наверное, в глубине души они – Педагоги с большой буквы – этого бы хотели.